На начавшейся вчера конференции ISSCC (International Solid State Circuits Conference) IBM, Sony, SCE (Sony Computer Entertainment) и Toshiba выдавили из себя очередную порцию информации о процессоре Cell, разрабатываемом аж с 2001 года.
Напомним, что с момента начала разработки процессора Cell, предназначенного для игровых приставок нового поколения, скоро минует четыре года – IBM, Sony и Toshiba начали работать над ним в марте 2001. Столь длительный срок разработки объясняется чрезвычайными амбициями компаний – создать процессор, работающий в 10 раз быстрее современных процессоров в ПК.
Итак, согласно представленным на ISSCC данным, Cell будет построен на базе архитектуры IBM Power PC, будет содержать несколько ядер и будет работать на тактовой частоте более 4 ГГц (прим. перев.– непонятно только, о какой тактовой частоте идет речь – о реальной тактовой частоте, во что, честно говоря, верится с трудом, или о тактовой частоте, на которой работал бы одноядерный процессор с аналогичной производительностью).
Выполненный с соблюдением норм 90-нм техпроцесса по технологии SOI (silicon-on-insulator) на low-k диэлектриках, прототип Cell обладает площадью в 221 кв. мм, содержит 234 млн. транзисторов. Ключевым звеном архитектуры является SPE (Synergistic Processor Element), являющийся, по сути, аналогом SIMD в процессорах Intel, однако, рассчитанным на работу с несколькими ядрами. SPE способен работать с двумя конвейерами инструкций, направляя на каждый из до семи логических процессоров по две инструкции за такт. Утверждается, что благодаря многоядерности, Cell будет способен поддерживать одновременно несколько операционных систем – Linux, встроенные ОС реального времени и «гостевые» ОС для выделенных приложений.
Как ожидается, производство пробных экземпляров Cell начнется уже в этом году – сначала на заводе IBM в East Fishkill, затем на заводе Sony в Нагасаки.
ixbt.com
08.02.2005