Японские разработчики предложили радикально новую концепцию объемного дисплея – они полагают, что он должен располагаться не вертикально, а горизонтально. Смена ориентации позволит улучшить восприятие объемных образов, увеличить угол обзора и создавать целые композиции, состоящие как из виртуальных, так и реальных объектов.
В ожесточенном соревновании разработчиков, стремящихся создать по-настоящему удобный в эксплуатации трехмерный дисплей, получен новый важный результат. Toshiba разработала технологию, позволяющую просматривать объемные изображения на плоском, лежащем горизонтально дисплее. До сих пор стереоскопические изображения можно было просматривать только лишь на вертикально расположенных экранах. Изменение ориентации дисплея, по мнению авторов разработки, позволит "обеспечить реалистическое ощущение глубины".
Как сообщила Toshiba, зрители испытывают неудобство при просмотре 3D-изображений, когда они воспринимаются расположенными всего в нескольких сантиметрах от поверхности дисплея, поскольку бессознательно зритель предполагает, что пространство за дисплеем имеет бесконечную глубину. В противоположность этому, "стереоскопические изображения той же высоты" будут выглядеть натуральнее на расположенном горизонтально дисплее, поскольку зрители будут считать, что перед дисплеем нет ничего. Благодаря большей реалистичности стереоэффекта, полагает Toshiba, 3D-дисплеи перестанут быть просто интересными игрушками и превратятся в очень востребованный товар.
При конструировании горизонтального 3D-дисплея конструкторам пришлось разработать новое аппаратное и программное обеспечение, позволяющее компенсировать разность расстояний от глаз наблюдателя до ближней и дальней сторон экрана. Благодаря проецированию изображений объектов под разными ракурсами для просмотра объемных изображений никаких дополнительных приспособлений, вроде специальных очков, не требуется. Прототип позволяет проецировать 12 или 16 горизонтальных изображений объекта. Обычно для создания 3D-изображений в каждый глаз наблюдателя проецируется отдельное изображение. При этом, однако, стереоскопический эффект исчезает, как только наблюдатель меняет собственное местоположение. В представленном Toshiba дисплее наблюдатель может перемещаться горизонтально без потери ощущения объемности. В настоящее время угол зрения для просмотра объемных картинок составляет 30 градусов.
В качестве собственно монитора в прототипе использована ЖК-панель из поликристаллического кремния размером 24х15,4 дюйма (61х39 см). Тем не менее, по словам официального представителя компании, она "может использовать также и панели, выполненные по другим технологиям, но удовлетворяющие требованиям высокого разрешения и невысокой стоимости". В прототипе использована панель разрешением 1920х1080 пикселей, однако оно может быть снижено до "уровня аналогового ТВ" - например, 480х300 или 480х400, в зависимости от проецируемого на него стереоскопического изображения. При переключении из 3D в 2D режим разрешение дисплея меняться не будет.
В настоящее время широкий круг разработчиков стремится создать объемный дисплей, который смог бы стать по-настоящему массовым продуктом. Японские разработчики создали дисплей с многометровой визуально воспринимаемой глубиной. Сотрудники берлинского института имени Генриха Герца представили на CeBIT-2005 новую технологию демонстрации объемных изображений Mixed-Reality, позволяющую просматривать 3D-изображения без специальных стереоочков – первую аналогичную разработку представила компания Sharp летом 2004 года. Первый в мире 3D-экран для мобильных телефонов в конце 2004 года представила компания Samsung. Группа сотрудников Кембриджского университета, образовавшая компанию Light Blue Optics, разработала первый голографический проектор для мобильных устройств, основой которого является чип, способный генерировать до 200 голограмм в секунду.
astera25.04.2005