Интервью с Евгенией Шолоховой, коммерческим директором компании "KARIN".
- Какие важные события произошли в 2008 году на рынке информационных технологий?- Я бы отметила долгожданное появление нетбуков. Их популярность и широкий ряд производителей позволили, полагаю, многим компаниям в определенной степени компенсировать падение рынка по направлению продаж ноутбуков.
- Какие новые тенденции появились в 2008 году?- Все, что были, теперь покрыты кризисом, и, боюсь, их мы еще некоторое время не увидим.
- Какой вклад в развитие рынка внесла ваша компания?- В конце 2007 года мы подписали контракт на эксклюзивную дистрибуцию по продукции компании Antec, мирового лидера по производству компьютерного оборудования премиум-класса: компьютерных корпусов, блоков питания, систем охлаждения для компьютеров и аксессуаров. Компания Antec одной из первых уделила внимание снижению "шумности" своей продукции, и сейчас признана во всем мире основоположником рынка бесшумных и высокопроизводительных компьютерных компонентов.
К тому же, весь прошедший год наша компания активно занималась продвижением новой - для России - марки на рынок. В рамках данного направления нам удалось не только познакомить российских пользователей с продуктом, но и приблизить продукцию к самым отдаленным регионам России в рамках развития программы регионального партнерства.
- Какие направления деятельности вашей компании в 2008 году были особенно успешными? - Как я уже упоминала, главным в прошедшем году для нашей компании было продвижение нового бренда. И в то время, когда многие компании в 4-м квартале теряли обороты из-за осложнившейся экономической ситуации, мы только набирали их по данному направлению, что дало нам возможность закончить год ростом по сравнению с показателями 2007 - как по обороту, так и по прибыли (в долларовом исчислении - прим. редакции). За год мы заключили контакты с более чем 60 новыми крупными московскими и региональными компаниями по этому направлению. Оборот по направлению Antec достиг семизначных цифр.
- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль? - Финансовый кризис принес как отрицательные, так и положительные коррективы в жизнь ИТ-рынка. Среди первых - это, конечно, большой спад продаж, фиксация большинством компаний падения оборота от 30 до 50 процентов, в зависимости от продукта и сегмента рынка.
Положительные коррективы - это расчистка рынка от "мыльных пузырей", компаний, живущих в большей степени только за счет средств поставщиков, не имеющих достаточно собственных средств, чтобы отвечать по своим обязательствам, при этом набирающих этих обязательств в неограниченных количествах. На росте рынка - росте обязательств дистрибьюторов перед вендорами - количество таких компаний существенно возросло, и в этом смысле кризис сыграл положительную роль.
Кризис внес свои коррективы в работу каждой компании на рынке, нельзя не отметить тенденцию перехода средних компаний с российских брендов на самосбор. Заказчики, для которых была важна заводская сборка, готовы отказаться в пользу более низкой стоимости товара. Поэтому локальные компании готовы начать заниматься сборкой самостоятельно, чтобы удержать клиентов. А это означает еще большее падение поставок готовых решений.
- Какие коррективы внес кризис в деятельность вашей компании? - Многие компании с наступлением и развитием кризисной ситуации начали сокращать сотрудников. Наша компания раздутого штата не имела, поэтому кризисный период (конец 2008-го - начало 2009 года) помог нам качественно улучшить кадровый состав компании, посредством чего мы смогли провести реструктуризацию департамента продаж, чтобы улучшить качество обслуживания наших клиентов, а также повысить эффективность работы самого подразделения.
Необходимо отметить тенденцию перехода цены товара в главный критерий выбора поставщика. До кризисных тенденций, в период роста отрасли, на первый план начали выходить такие параметры, как сервис, маркетинг, часто в ущерб стоимости товара. На текущий момент цена товара, стоимость транспортных расходов и другие издержки выходят на первый план, и здесь наша технология работы выигрывает, так как мы поставляем очень широкий ассортимент по оптовым ценам, и все это в одном месте. В том числе мы предоставляем нашим партнерам возможность поставки товара под заказ. Это позволяет нашим дилерам получать оптовые цены на весь заказываемый товар, а также экономить на разъездах по Москве и расходах на доставку товара до города получения.
Все это позволяет привлекать все большее количество новых партнеров к работе с нами.
- Какие цели ставит перед собой ваша компания в 2009 году? - С точки зрения товарного направления на текущий год - это, конечно, развитие продаж продукций Antec и Gigabyte (в конце 2008 года мы получили дистрибуцию по корпусам Gigabyte). И в текущем году мы не планируем останавливаться на достигнутом, ведем переговоры еще с несколькими интересными вендорами.
С точки зрения развития продаж компании - это выход в новый для нас сегмент рынка - корпоративный (работа с конечными заказчиками). Хотя это направление и больше пострадало ввиду экономического кризиса, многие компании покинули этот сегмент из-за неопределенности и сильного спада продаж в 1-м полугодии 2009 года. Сейчас у нас есть все ресурсы для того, чтобы обеспечить рыночные цены и качественный сервис потребителям.
- Как вы оцениваете перспективы развития российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий на ближайшие несколько лет? - Каким будет рынок через несколько лет, сейчас прогнозировать очень трудно. Все зависит от общей экономической ситуации в нашей стране, которая, в свою очередь, будет зависеть от политики правительства по поддержке бизнеса и от вложений в развитие информационных и телекоммуникационных технологий в России. Если общее падение отрасли по окончании года будет зафиксировано на уровне 30-40% (как сейчас предсказывают различные аналитические агентства), то, скорее всего, нам понадобиться 2-3 года, чтобы выйти на уровень, с которого началось падение.
06.07.2009