Источники, близкие к производителям видеокарт, подтвердили, что NVIDIA не теряет надежд выпустить GeForce 8800 (G80) в середине ноября этого года. Да, именно такое рыночное название графического чипа нового поколения указали тайваньские авторы. Однако, несмотря на преимущества, которые дает своевременный анонс, все-таки есть повод усомниться в необходимости столь раннего появления нового совместимого c DirectX 10 GPU. Ведь главные составляющие "движущей силы" для подобных продуктов, операционная система Windows Vista и 3D-игры с поддержкой API DirectX 10, к тому времени еще не созреют.
С другой стороны, вспоминается опыт ATI с ее анонсом в 2002 году Radeon 9700 Pro (R300). А случилось это задолго до выхода финальной версии DirectX 9 и, тем более, до появления игр, написанных с учетом возможностей нового API. Но в первые месяцы после выхода Radeon 9700 Pro и вплоть до распространения DirectX 9 ключевую роль в успехе R300 играло то, что он прекрасно себя чувствовал в 3D-приложениях того времени и значительно превосходил своих тогдашних конкурентов из серии GeForce Ti 4600. Преимущества, заложенные разработчиками в R300, получили полноценное признание только после выхода DirectX 9 и появления игр и бенчмарков с поддержкой SM 2.0. А после выхода конкурента в лице не очень удачной во всех отношениях видеокарты GeForce 5800 Ultra, слава и репутация Radeon 9700 Pro поднялась до небывалых высот.
Возможно, NVIDIA с новым G80 попытается повторить успех ATI четырехлетней давности. Теоретически, все предпосылки для этого есть. Архитектура нового GPU, если верить слухам, будет скорее классическая, но с некоторыми элементами унифицированной шейдерной архитектуры, предусмотренными DirectX 10. Все это вместе с "грубой силой" в виде дополнительных конвейеров и поднятых частот должно обеспечить лидерство в современных приложениях, которое сможет оспорить только ATI R600. Вместе с тем, совместимость с DirectX 10 и выигранное время дает шансы NVIDIA G80 стать стандартной платформой для армии разработчиков, которые будут работать в реалиях нового API с SM 4.0.
Тайваньские источники также затронули тему ATI R600. Благодаря тесному сотрудничеству ATI с Microsoft и обкатанной на Xbox-360 универсальной шейдерной архитектуре, канадцы могут выпустить новый GPU чуть раньше намеченных сроков. Но опередить NVIDIA с ее G80 у них никак не получится.
3dnews03.10.2006